Оповестить о наличии!


Впишите адрес электронной почты, и мы обязательно оповестим Вас, когда этот товар появится в нашем магазине:



Отправить

Парча

Данная статья поведает вам о поистине королевской ткани, которая испокон веков и по сей день является одеянием и украшением знатных особ, королей и кавалеров. Парча олицетворяет собой всю роскошь, изысканность и богатство, которой, как правило, могли похвастаться лишь люди знатного происхождения. Однако и по сей день можно заметить, что интерес к этому материалу не угас, будоража умы многих людей и вызывая трепет.

Парча

Парча - что это такое?

Парча представляет собой тяжелую и многослойную ткань, которую изготавливают из шелка с вплетением металлических нитей как минимум двух цветов. Чаще всего это нити золота и серебра, которые искусно комбинируют, создавая необычный узор и богатое украшение для материала, который ценился на вес золота. Само же слово парча имеет персидские корни и в переводе значит "материя".

История возникновения

Так как парчу изготавливают на основе шёлка, родиной которого является Китай, то и парча получила своё начало и распространение там же. Идея вплетать в шёлк металлические нити зародилась предположительно в Х веке, и с тех пор китайские ткачи обогатили шелковую ткань узорами восточной тематики, что и послужило возникновению нового вида ткани, такого как парча. При этом вплетаемые нити были сделаны из чистого золота и серебра, поэтому для парчовых изделий у китайцев был даже свой термин "цзинь", что в переводе подразумевает такой смысл: "парча на вес золота".

По узорам парчи и местам её производства в китайской истории упоминается о трех уровнях совершенства:

1. Парча Шу-цзинь из Сычуани традиционно была выполнена в виде клеточного узора.

2. Парча Сун-цзинь из Сучжоу отображала природную красоту местных пейзажей и прославилась на весь мир.

3. Парча Юнь-цзинь из Нанкина или "небесная парча" отличается богатством оттенков, воздушными орнаментами и сложными рисунками, технология производства которых считается эталоном китайского ткачества и, благодаря группе людей, курировавших развитие ручного ткачества это знание, передававшееся по наследству внесли в список нематериального культурного наследия человечества. Изготовление такой парчи выполнялось на деревянных станках, всё делалось вручную с необходимой коллективной поддержкой. Работа выполнялась двумя ткачами, которые для слаженной работы придумали рифмованные повторяющиеся команды, облегчающие процесс изготовления высококачественной парчи.

Парча ткань

Как и полагается, вся парча уровня "юнь" делалась на заказ исключительно для китайских императоров того времени и купить её просто так было невозможно ни за какие деньги. Сам процесс прядения занимал много времени, так например, церемониальное платье императора Ваньли ткали аж целых 13 лет. Помимо узоров, для украшения вплетали перья и вкрапляли в шёлк драгоценные камни, чтобы придать изделию особый блеск.

Из Китая парча дошла до Персии и Сирии, которые уже на тот момент славились своими шелками, коврами и вышивкой. Самая лучшая парча изготавливалась в сирийском городе Дамаске, что повлияло на начало и развитие дамасского ткачества. В то время город находился под исламским господством и никому нельзя было разглашать секрет изготовления парчи и технологии нанесения орнамента. За разглашение секрета человек мог лишиться языка, однако каким-то образом секретное знание всё-таки достигло Константинополя - торгового центра Европы, имеющего широкие связи по всему миру. Так, можно сказать, знание, переставшее быть секретом, облетело все уголки мира, где все узнали о парче, заинтересовавшись открытием своих фабрик по её изготовлению.

До всемирной известности из того же Китая о парче узнала Индия, благодаря китайским беженцам Чой, в честь которых и назвали шёлковую ткань - "танчой". Средневековые индийские правители нуждались в роскошных одеяниях и потому приняли все возможные меры для развития парчового искусства в своей стране. Так появился кинхаб - индийская парча, которая изготавливалась по китайскому методу, но отличалась изобилием цветочных рисунков, сложностью орнаментов и богатым сиянием ткани. Индийскими центрами по изготовлению лучшей парчи стали такие города, как Бенарес и Канчипураме. Пожалуй, Индия единственная страна, сохранившая свои традиции, так как и по сей день там занимаются изготовлением кинхаба, который всё так же дорог, но некоторые могут себе позволить заказать парчовый наряд для свадебной или праздничной церемонии.

К сожалению, сейчас уже практически не встретишь парчовую ткань в том первозданном и величественном виде. Серебряные и золотые нити всё чаще заменяют на другие волокна, которые в той или иной мере имитируют былое богатство. А вместо шелка вам могут предложить вискозу с механическим, а не ручным узором на ней и выдать за парчу. Это не признак того, что истинная парча исчезла, просто она стала разнообразней согласно запросам населения, которое не может себе позволить столь дорогой материал.

Виды Парчи

Виды парчи

Классическая парча всегда выполнена на шёлковой основе с добавлением металлических нитей. Она хорошо держит свою форму, благодаря прочности материала и не обладает эластичностью, а плотное переплетение волокон не позволяет ткани мяться.

Вискозная парча обладает такой же прочностью, как и шелковая, однако в качестве основы используется вискоза - материал синтетического происхождения. Вместо металлических нитей в вискозную парчу чаще всего вплетают имитирующие блеск волокна из люрекса. Такая парча более проста в уходе, гораздо дешевле по стоимости, и по своим свойствам почти такая же, как и классическая.

Парча-лайкра, в отличие от традиционной жесткой парчи, хорошо тянется и мягче на ощупь за счет добавления эластана.

Сетка парчовая - выполнена на основе трикотажа с переплетением нитей, имитирующих серебро. Такая ткань обычно используется в изготовлении тюлей и служит хорошим элементом декора.

Парча производство

Производство парчи

Так как ручное изготовление парчи в нынешнее время явление редкое, которым может похвастать разве что Китай с Индией, большинство стран перешло на машинный способ, применяя жаккардовую технологию, которая появилась в 1805 году, благодаря Джозефу Мари Жаккарду.

Появление жаккардовых станков сильно повлияло на масштабы производства парчовой ткани, увеличившееся в разы. Для работы станка требуется основа, которая может быть шёлковой, льняной, шерстяной или хлопчатобумажной. Нити для орнамента или узора наматываются на уток и при запуске станка происходит поочередное переплетение нитей основы и утка согласно контуру орнамента, который переводят на канвовую бумагу. На сегодняшний день жаккардовая технология достигла тех высот, когда полностью компьютеризированная техника может воплотить любые дизайнерские задумки без особых усилий.

Упрощение производства парчи расширило её ассортимент и сферы использования, если раньше этот материал был исключительно тканью королей, то нынче разнообразие видов может позволить приобрести любые парчовые изделия по умеренной цене. Из парчи разного качества изготавливают почти всё, это и одежда, и спальные принадлежности, и всевозможные элементы декора. Обивка для мебели, шторы, вечерние платья и костюмы, любые изделия из парчи выглядят очень эффектно и благородно. Материал довольно жестковат на ощупь и тяжел при носке, однако это - своеобразная броня, привлекающая своим блеском и красотой внимание окружающих, заставляющая их содрогнутся от восхищения.

Парча правила ухода

Рекомендации по уходу

При уходе за изделием обязательно учитывайте то, из каких нитей изготовлена парча, с составом которой можно ознакомиться на ярлыке изделия. Там же указаны и температурные нормы рекомендуемые для стирки данной вещи. Следует помнить, что металлические нити, используемые для создания узоров, не терпят кислотной и щелочной среды, из-за которой они теряют свой блеск и тускнеют.

Стирать парчу лучше всего вручную при температуре не выше 30 градусов или методом сухой чистки с использованием чистящих средств для деликатных вещей. Парче вредны высокие температуры, так что вода не должна быть слишком теплой. Гладить материал тоже не стоит, парча не мнется, а сушить следует в естественных условиях, как и любую другую ткань, так как искусственная сушка - это всегда крайность для изделия, которому и без того свойственно высыхание.

Мы надеемся, что у каждого в гардеробе есть хотя бы одно изделие из парчи, именно той, что славилась в древние времена своим роскошным видом и богатым составом, такое, в каких могли только знатные особы и короли!